История кремации в России
История кремации в России. В России Кремация по санитарно-медицинским соображениям проводилась и до 1917 года. Например, «чумной» Форт «Император Александр I» был оборудован крематорием для сжигания погибших от чумы лабораторных животных. Но в нём также пришлось кремировать и заразившихся в процессе исследований лёгочной чумой погибших докторов В. И. Турчинович-Выжникевича (1905) и М. И. Шрейбера (1907).
Первый гражданский крематорий был построен также до 1917 года, во Владивостоке, с использованием печи японского производства, вероятно, для кремации граждан Японской империи (во Владивостоке в те годы проживало немало выходцев из Нагасаки).
Однако кремация в России не получила широкого распространения, в основном, вследствие приверженности народа к веками сложившимся православным традициям погребения, предписывающим предавать тело земле. Лишь в начале XX века, по мере роста революционных настроений и влияния атеистических идей, появились первые кружки приверженцев кремации. Во время Гражданской войны началось строительство первого крематория в Петрограде, завершённое в 1920 году. Крематорий был открыт в котельном помещении бывших бань на Васильевском острове, 14-я линия, дом 95–97. Основу его составляла регенеративная кремационная печь «Металлург» конструкции профессора Горного института В. Н. Липина. Крематорий использовался исключительно для сжигания невостребованных и неопознанных тел.
В 1927 году был построен второй на территории России, но первый в СССР крематорий — Донской (ныне здание частично перестроено для храма преподобного Серафима Саровского на территории, смежной с Донским монастырем). Он и был долгое время единственным активно действующим крематорием в стране. Урны с прахом затем размещались в крытом колумбарии в здании крематория и павильонах, или открытых колумбариях, на прилегающей территории. С открытием Первого крематория идея огненных похорон стала считаться очень модной и прогрессивной. В газетах стали появляться многочисленные статьи, пропагандирующие эту тему и фельетоны, высмеивающие обывательские предрассудки. В 1927–32 годах действовало «Общество развития и распространения идеи кремации в РСФСР» (ОРРИК), работавшее в тесном сотрудничестве с «Союзом воинствующих безбожников». В 1932 г. оно было преобразовано во Всероссийское кремационное общество.
Кремировали не только простых людей, но и заслуженных членов партии, правительства и других знаменитостей страны Советов: Владимира Маяковского, Максима Горького, Валерия Чкалова, С. Кирова, В. Куйбышева, С. Орджоникидзе, А. Богданова и многих других. Их прах был захоронен в Донском колумбарии, на Новодевичьем кладбище или в Кремлёвской стене. Даже в романе «Мастер и Маргарита» покойного Берлиоза везут именно в Донской крематорий.
В настоящее время в России имеется 17 крематориев в 14 городах: Москва (Митинский, Николо-Архангельский, Хованский, Горбрус (Новосовихинский)), Санкт-Петербург, Артём, Владивосток, Волгоград, Екатеринбург, Нижний Тагил, Новокузнецк, Новосибирск, Норильск, Ростов-на-Дону, Сургут, Челябинск, Тула (открылся в 2013 году). Наибольший процент — в Санкт-Петербурге, Норильске, Новокузнецке и Москве (50–70 % всех умерших). В остальных городах процент кремации варьируется в пределах 10-25% и в первую очередь это связано с тем, что в этих городах не назрел остро вопрос с нехваткой земли на действующих кладбищах, а так же продвижению кремации активно противостоят конкурирующие с крематориями похоронные организации, не заинтересованные. Анализ работы крематориев в России показывает, что на выбор в пользу кремации или погребения в первую очередь влияют не религиозные и культурные традиции, а качество сервиса и удобство последующего содержания места захоронения. Сегодня молодёжь не особенно стремиться на кладбища, их в большей мере привлекают скорость исполнения услуг, креативные подходы к организации похорон и мест захоронений, простота в уходе за могилой. Всем перечисленным критериям как раз и отвечают современные кремационные комплексы. Крематории — новое слово в культуре прощания.
Кремация создала новые, действующие до настоящего времени формы траурной культуры и похорон. Кремация сократила церемониальные элементы. Центральное торжество проходило чаще всего в крематории, который был вне конфессий. Гроб для прощания устанавливали на украшенный цветами катафалк, который опускался под пол зала прощания в кремационный зал — сцена, которая повторяла обычное прощание у открытой могилы на кладбище. Однако именно центральный элемент буржуазной траурной культуры (прощание у открытой могилы с произнесением траурной речи), который оказывался наиболее эмоциональным моментом похорон, теперь исчез. Поэтому в торжественном зале крематория постоянно заботились о создании особо торжественного ритуала. С конца XX века во многих крематориях активно внедряют современные технические средства и мультимедийные технологии.
С появлением кремации изменилась также и культура оформления могил, поскольку могила для захоронения праха имеет более скромные формы, нежели могила для погребения тела. Семья может выкупить одновременно несколько ниш в колумбарии, расположенных рядом или захоронить несколько урн в могилу на кладбище.
Кроме того в формате экологических похорон стало популярным захоронение праха в природном пространстве — в лесу, на полях, в горах, в море или на специально выделенных участках кладбищ для анонимного захоронения газонного типа (Поля Памяти). Сегодня часто обсуждают газонные анонимные захоронения, которые практиковались уже в начале XX века в некоторых городах как способ захоронения бедняков. Такой способ погребения активно распространился со во второй половины XX века, сначала в северных и восточных федеральных землях Германии (прежде всего в бывшей ГДР), а затем на юге и западе. Газонное погребение обеспечивает снижение затрат, но не оставляет индивидуального места памяти, которое создает классический надгробный памятник, потому что в основном прах захораниватся на участках, обозначенных годом проведения кремации (2010, 2011, 2012, 2013).
В основе быстро увеличивающегося в последние годы спроса на газонное погребение лежит вопрос стоимости похорон: отсутствие надгробного памятника и отсутствие необходимости в уходе за могилой делают газонное погребение наиболее доступным для многих. Сказывается все возрастающий прагматичный «менталитет устранения ненужных раcходов». Другой причиной растущей популярности анонимных захоронений является современная тенденция к мобильности, миграции людей, ослабевающие семейные связи, затрудняющие уход за могилой умершего родственника.